Starship может оказать большое влияние на рынок малых ракет
1:48 22/03/2024
Большая ракета может оказать значительное влияние на рынок малых ракет за счет низких цен и стимулирования клиентов к созданию более крупных спутников.
Появление системы Starship компании SpaceX, предназначенной для выведения на низкую околоземную орбиту 100 метрических тонн или более, привлекла внимание компаний, разрабатывающих ракеты, способные выводить в орбиту одну метрическую тонну или менее, из-за потенциала Starship дальнейшим образом изменить рынок, который уже был затронут ракетой Falcon 9.
“Starship, безусловно, нарушит нынешний рынок запусков и, в общем, космический бизнес”, – сказал Марино Фрагнито, старший вице-президент и руководитель отдела Vega в Arianespace, на панели конференции Satellite 2024 20 марта. “Одна из версий – это то, что главный исполнительный директор SpaceX Илон Маск действительно может монополизировать все”.
На первый взгляд кажется, что Starship не подходит для запуска малых спутников из-за своего гигантского размера. “Я думаю, что Starship откроет новые бизнес-направления, такие как исследования, космические полеты с экипажем и коммерческие космические станции”, – сказал он. “Я не думаю, что Starship сможет запускать малые спутники или будет использоваться для этого”.
► Показать
Однако позже на панели он предложил один из способов, как Starship может быть использован для изменения рынка запусков малых спутников, путем сочетания ракеты с орбитальными трансферными аппаратами, или OTV. “Со Starship OTV могут стать лучшим вариантом для малых спутников”, – сказал он. Если Starship сможет достичь очень низкой стоимости за килограмм запуска, “то для малых ракет для запуска это будет проблемой”.
Однако мощность и цены Starship могут повлиять на рынок малых запусков иным образом, побуждая разработчиков спутников производить более крупные космические аппараты. Такие аппараты, использующие более тяжелые, но менее дорогие материалы, могут быстрее и дешевле производиться, чем более мелкие спутники.
“Starship откроет возможности для спутников увеличиваться так же, как они уменьшались, когда было больше возможностей для малых спутников”, – сказала Стелла Гильен, коммерческий директор немецкой компании Isar Aerospace, разрабатывающей малую ракету Spectrum. “Отрасль может перейти к запуску более крупных спутников.”
Однако она и другие сказали, что не видят, чтобы Starship доминировал на рынке. “Есть все еще потенциал для того, чтобы видеть, как спутники продолжают уменьшаться благодаря улучшениям технологий”, – сказал Кевин Лаудермилк, исполнительный директор компании Vaya Space, разработчика малой ракеты.
Дискуссия о Starship параллельна существующим обсуждениям и беспокойству о роли Falcon 9 в рамках миссий Transporter компании SpaceX на рынке малых спутников. Эти миссии привлекли сильный интерес от разработчиков малых спутников, и некоторые миссии распроданы на два года вперед.
“Мы очень гордимся нашим глубоким сотрудничеством со SpaceX”, – сказал Кир Фортье, управляющий директор Exolaunch USA, поставщика услуг по интеграции запуска, который уже запустил полезные нагрузки на всех 10 миссиях Transporter. “Для большинства из этих миссий мы продолжаем тщательно подбирать нужную нам емкость, чтобы удовлетворить потребности клиентов”.
Он добавил, что это распространяется и на новую линейку миссий SpaceX, называемых Bandwagon, которые будут направлены на промежуточные наклонные орбиты, а не на солнечно-синхронные орбиты, используемые Transporter. “Там существует большой интерес”.
Однако другие компании-операторы запусков ракет, наоборот, утверждают, что миссии Transporter настолько привлекательны для клиентов, потому что SpaceX устанавливает цены, которые им кажутся нереально низкими. “Вы должны конкурировать с нереально низкой ценой”, – сказал Фрагнито, отмечая, что теперь он сосредоточен на запуске более крупных спутников. “Мы не конкурируем с миссиями Transporter”.
Гильен сказала, что компании, подобные ее, должны обращать меньше внимания на SpaceX. “Хорошая точка для нас – не сосредотачиваться на попытке догнать, потому что это бесполезно”, – аргументировала она. “Попытки догнать и попытки понять, как SpaceX делает то или иное, не зная, каково будет будущее, не имеют смысла”.
“То, что нам нужно сделать, это поощрять и стимулировать рынок как систему, чтобы у нас была нагрузка и спрос на то, что мы предоставляем”, – добавила она.
Однако Пабло Гальего, вице-президент по клиентам и продажам испанского разработчика ракет PLD Space, утверждал, что значительная часть отрасли обязана своим существованием спросу на запуск малых спутников, стимулированному миссиями SpaceX. “Если бы их не было”, – сказал он о SpaceX, – “может быть, мы бы не были здесь”.